Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с. Усть-Уза 

(МБОУ СОШ с.Усть-Уза)                             

                
                                                              
  




Директор школы

Назирова Ания 

Жиганшаевна














 


Высшее искусство, которым обладает учитель, – это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний.

Альберт Эйнштейн

ЭССЕ

учителя географии МБОУ СОШ села Усть-Уза Назировой Ании Жиганшаевны


Без творчества нет учителя… Нельзя не согласиться с этой фразой, по моему мнению, точно отражающей суть педагогического труда. Ведь кто он, настоящий учитель? Он творец! Тво-рец! И не только своих уроков, он творец детских душ, постоянно находящийся в поиске того, при помощи чего он сможет свой достаточно тяжелый труд превратить в работу, приносящую радость всем: и ему, учителю, и ученикам. Достоевский сказал: «Творчество неотделимо от человека и составляет с ним целое. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок…» Я думаю, эти слова справедливо можно отнести к учителю…

Как же я стараюсь создать урок творческий, на котором учащиеся не будут скучать и не играть тайком в телефоны? Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание? Мой ответ – необходимо всегда продумать его структуру.

Каждый учитель знает, что урок нужно начинать с обозначения целей урока. Но прийти и сказать, например, что сегодня темой нашего урока будет «Мировой океан», это довольно скучно, а вот если учителю таинственным голосом, не спеша, начать рассказывать историю «Титаника», потерпевшего крушение в этом самом океане, то внимание учеников останется прикованным к педагогу. А можно еще перед началом урока зайти в класс с запиской в «найденной в море» бутылке (которую 2 часа конструировал дома, украшая водорослями и ракушками) и попросить учащихся расшифровать фразу… Это может быть история или просто даже байка из жизни, это могут быть слова одного из великих или высказывание одного из литературных персонажей.

Можно и по-другому… Главное, продолжать хотеть испытывать наслаждение творить свой урок и передавать этот свой заряд мальчишкам и девчонкам…

Тут и рукотворные вулканы помогут, и макеты гор, и флюгеры, и осадкомеры… Какие потрясающие вещи делают ребята, готовясь к урокам географии! Главное – похвалить каждого и найти в его работе то, что достойно этой похвалы… Вот где проявляется оно, то самое драгоценное творчество, которое заставляет детей забыть об Интернете и мультфильмах. Он, этот маленький человек, живет своим произведением, а значит, он духовно развивается…

Что еще помогает сделать урок подобным произведению искусства?

Конечно, разнообразные формы урока. Вот, например, уроки – исследования, проблемные уроки, уроки в виде игры, викторины. К сожалению, не у некоторых детей довольно узок кругозор, и им трудно объяснить, как выглядит какаду, кто такой абориген, как происходит круговорот воды в природе. И тут уж никуда не деться без тех самых компьютерных технологий, благодаря которым учащийся может перенестись и на берег океана, и в пустыню, и подняться на самую высокую вершину. Карта на большом экране! Яркая, четкая, с движущейся по ней стрелкой – что может более наглядно заставить детей представить материал занятия!

На своих уроках я использую метапредметные связи, которые насыщают его, считаю, связь с уроками биологии, химии, физики, истории должна по возможности как можно чаще прослеживаться на уроках географии. И еще… мне нравится превращать детей в писателей, сочиняющих сказки, стихи, загадки о равнинах и горах, морях и океанах, о разных городах и придумывающих рассказы о топографических знаках… На своих уроках провожу даже орфографические диктанты, например, по теме: «Географические названия», а успехами учащихся делюсь с учителями русского языка и литературы.

И почему бы не учить на уроках географии ребят умению задавать (правильно!) вопросы, конструируя различные их типы и не предлагать им составлять тестовые задания, но только не к уроку, а, например, к игре эрудитов или телешоу. Такие задания развивают способности понимать, рассуждать, логически аргументировать, находить закономерности в явлениях и изменениях объектов, кроме того, позволяют проверить знания учеников о соотношении между различными предметами, свойствами, знание порядка, алгоритма действий. Самые интересные задания можно потом использовать на уроках – играх …

Между прочим, ребятам нравится готовить доклады на темы, которые еще только предстоит изучать. У них есть возможность проявить самостоятельность, подбирая материал, понимая, что главное требование к работе – это чтобы интересно было всем. Шаблонно, нудно, монотонно – НЕ ПРИНИМАЕТСЯ!!!

А географические КВНы, клубы путешественников, викторины…

А еще на занятиях можно разыгрывать сценки: «Интервью со знаменитыми путешественниками и мореплавателями», «Разговор двух горных вершин» или «Жалобы полезных ископаемых» и другие…

Говоря о творчестве на уроке, нельзя останавливаться только на его, скажем так, творческой оболочке – интересной форме, видах работы и т.д. Творчество учителя состоит еще и в том, чтобы влиять на своих учеников, формировать их характеры. Ведь, например, рассказывая на уроках об открытиях, сделанных путешественниками, я заставляю ребят задуматься над тем, какие черты характера помогли известным исследователям добиться своей мечты, прийти к цели…Да, география, да, разговор о климате и природных поясах, о полезных ископаемых и реках… Но за всем этим стоит человек, и на моих уроках должен тоже формироваться ЧЕЛОВЕК, творческий, думающий, неравнодушный…

И еще… Ну куда без походов, спортивного ориентирования на местности! Кстати, скоро весна, а значит, меня с учащимися ждут потрясающие экскурсии. Но это будет не только прогулка по лесу, это будет занятие на воздухе с рассматриванием рельефа местности, горных пород и растений… Всегда: и когда планирую урок, и когда во время экскурсии в воде любуюсь с детьми водной гладью, приходит вдохновение.

Ж.Ренар сказал: «Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества». Мне кажется, это про меня… Закончен урок, в классе я осталась одна: наступает рефлексия для меня, учителя самого замечательного предмета - ГЕОГРАФИИ: что на уроке было отлично, что не очень... Вопрос, который я решаю перед каждым уроком, внеклассным мероприятием: как сделать так, чтобы необычность своего урока я видела в родных мне глазах: карих, зеленых, голубых?!

И за счастье видеть каждый день эти глаза я благодарна судьбе, благодарна за то, что моя стезя - учитель! Благодарна моим предкам - по генам я из династии учителей, по знаниям - моему учителю географии - Заслуженному учителю РФ Шамшетдиновой Р.И. И конечно же, главному моему учителю жизни - маме, учителю, ныне ветерану педагогического труда - Надыршиной З.А. 


Друзья сайта:

Министерство просвещения РФ


Министерство образования

Пензенской области


Администрация Шемышейского района


Управление образования администрации Шемышейского района


Институт регионального развития Пензенской области



Официальный информационный портал ЕГЭ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральный центр 

информационно-образовательных ресурсов


Российское образование.

Федеральный портал




   
                 Официальный сайт МБОУ СОШ с. Усть-Уза  
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS